Немного о карандашах

Уделив столько внимания бумаге, мы лишь напомнили себе, что в создании технически гармоничного рисунка карандаш и бумага являются равноправными партнерами.  В связи с этим мы должны осознать, что градация карандашей (метки Н — для твердых, В — для мягких) по номерам, чтобы указать степень их мягкости или твердости,  далека от научной. Достаточно мягкий карандаш с меткой 4 В фирмы X скорее всего
будет отличаться от карандаша с идентичной меткой фирмы Y. Зачастую разница бывает разительной.

Поэтому, когда я в подписи к рисунку пишу, что был использован  карандаш той или иной степени твердости, читатель должен понимать, что точность  тут относительная, и ее нельзя сравнивать с точностью воспроизведения какой либо  ноты на хорошо настроенном рояле.

Мои ссылки на то, каким карандашом я пользовался, обозначают лишь взаимосвязи, возникшие при создании рисунка, а также  то, что я все время пользовался карандашами одной и той же марки.  Насколько мне известно, распространенные американские марки карандашей  имеют максимальную мягкость 6В. Немецкие карандаши марки «Stabilo» бывают  и мягче — до 8В включительно. Во времена моей молодости такие карандаши не  встречались.